Сетевые информационные технологии

       

Гипертекст (HTML).


Прежде всего, следует отметить, что гипертекст – это текст, состоящий из ascii-символов. Для обеспечения верстки и организации перекрестных ссылок в гипертексте используются слова-метки. Основу гипертекста составляют HTML-элементы. Такой элемент включает в себя имя, атрибуты, текст или гипертекст.

Язык программирования HTML (Hypertext Markup Language) предназначен для создания гипертекстных документов, формат которых не зависит от ЭВМ или используемой ОС. HTML-документы являются SGML-документами (Standard Generalized Markup Language, [ISO 8879]) с семантикой, пригодной для представления информации от широкого круга доменов. Файлы HTML-документов должны иметь расширение .html или .htm. Данный формат пригоден для представления почтовых сообщений, новостей, меню, опций, гипермедийных документов, результатов запросов к базам данных, графических документов и т.д.

В настоящее время существует также простой диалект языка SGML - XML (Extensible Markup Language). См. http://win.www.citycat.ru/doc/html/xml/wd-xml-lang или www.w3.org/put/www/tr (первоисточник). Предполагается, что этот язык совместим с SGML и HTML (последнее справедливо лишь частично).

Любое приложение SGML состоит из нескольких частей:

  • SGML-декларация определяет, какие символы и разделители могут быть использованы в приложении.
  • dtd (document type definition) определяет стандарт на типы документов и задает синтаксис базовых конструкций.
  • Спецификация семантики, которая может также включать определенные ограничения на синтаксис, не включенные в DTD и т.д. …
  • SGML – это система описания языков разметки (markup). HTML – пример такого языка. Каждый язык разметки, определенный в SGML, называется приложением SGML. HTML 4.0 является приложением SGML, соответствующим международному стандарту international standard ISO 8879:1986 -- Standard Generalized Markup Language SGML (определено в [ISO8879]).

    Приложение SGML характеризуется:

    1.     Декларацией SGML. SGML-декларация специфицирует, какие символы и разграничители могут использоваться в приложении.


    2.     Описанием типа документа DTD (Document Type Definition). DTD определяет синтаксис конструкций разметки. DTD может включать в себя дополнительные определения, такие как эталонные символьные объекты (entity).

    3.     Спецификацией, которая описывает семантику разметки. Эта спецификация также определяет синтаксические ограничения, которые не могут быть выражены в рамках DTD.

    4.     Примерами документов, содержащих данные и разметку. Каждый пример содержит ссылку на DTD, которая используется для его интерпретации.

    HTML предоставляет разработчику следующие возможности:

  • Публиковать в реальном масштабе времени документы с заголовками, текстом, таблицами, рисунками, фотографиями и т.д.


  • Одним нажатием клавиши мышки извлекать документы через гипертекстные связи.


  • Конструировать формы (бланки) для осуществления удаленных операций, для заказа продуктов, резервирования билетов или поиска информации.


  • Включать электронные таблицы (напр. Excel), видеоклипы, звуковые клипы и другие приложения непосредственно в документ.


  • Синтаксис HTML

    Символьные объекты (entity) представляют собой цифровые или символьные имена символов, которые могут быть включены в документ HTML. Эти объекты нужны в тех случаях, когда прямой их ввод по каким-либо причинам невозможен. Эти объекты начинаются с символа & и завершаются точкой с запятой (;).

    Элементы в SGML представляют собой структуры или описывают требуемое поведение. Элементы начинаются со стартовой метки (TAG), за которой следует содержание, и завершаются конечной меткой. Стартовая метка обычно записывается как <имя_элемента>, а конечная метка, как </имя_элемента>. Некоторые элементы могут не иметь содержания или конечной метки. “Пустые” элементы не имеют конечной метки. Имена элементов обычно записываются прописными буквами, но HTML использование прописных или строчных букв в именах элементов не регламентировано.

    Атрибуты. Элементы могут иметь определенные свойства, эти свойства характеризуются атрибутами, которым пользователь может присваивать некоторые значения.


    Пары атрибут/ значение должны быть записаны до появления закрывающей угловой скобки (>) стартовой метки. Если используется несколько атрибутов/значений, они разделяются пробелами. Порядок их записи не играет роли. По умолчанию SGML требует, чтобы значения были помещены в двойные или одинарные кавычки. Для этих же целей могут использоваться символьные объекты &#34; или &quot; для двойной кавычки и &#39; для одинарной кавычки. Значения могут содержать помимо латинских букв и цифр символы (-) и (.). Имена атрибутов не чувствительны к тому, прописными или строчными буквами они напечатаны (как правило, их имена записываются в HTML строчными буквами).

    Агент пользователя HTML – любой прибор, который интерпретирует HTML документы. К агентам пользователей относятся визуальные броузеры (текстовые и графические), не визуальные броузеры (звуковые и Брейля), поисковые роботы и т.д.. Агент пользователя должен игнорировать любые не узнанные атрибуты.

    Пользователь

    – лицо, взаимодействующее с агентом пользователя, для того чтобы тем или иным способом ознакомиться с документом HTML.

    URI. Любой ресурс в WWW – HTML документ, изображение, видео-клип, программа и пр. имеют адрес, который может быть представлен в виде универсального идентификатора ресурса (URI).

    Комментарии в HTML имеют следующий синтаксис:

    <!-- Комментарий -->; <!-- Если комментарий занимает более одной строки, то он записывается так -->

    dtd-комментарии выделяются двумя черточками (--) в начале и в конце текста.

    HTML DTD начинается с серии описаний каких-то объектов (entities). Описание объекта представляет собой макрос, который может быть развернут где-либо в DTD(в HTML не применим). Когда макрос вызывается (по имени), он разворачивается в строку.

    Описание объекта (entity) начинается с ключевого слова <!entity %, за которым следует имя объекта и помещенная в кавычки строка, которая разворачивается. Описание завершается символом >. Развертываемая строка может содержать другие имена объектов.


    Конкретные значения объекта начинаются с символа “%” и завершается опционно символом “;”.

    Большая часть HTML DTD состоит из описаний элементов и их атрибутов. Ключевое слово <!element> открывает описание элемента, а символ > - завершает. Между ними размещается имя элемента, две черточки после имени указывают на то, что стартовая и конечная метки являются обязательными. Одна черточка после имени элемента и последующая буква О указывают на то, что конечная метка может отсутствовать. Две буквы О означают допустимость отсутствия как стартовой, так и конечной метки. После имени может следовать содержимое элемента, которое называется моделью содержимого. Элементы без содержимого называются пустыми (empty). Пустые элементы описываются ключевым словом “empty”. Например, <!element ccc – o empty>. ccc – имя элемента; - О говорит о допустимости отсутствия конечной метки. В сочетании с моделью empty это означает, что конечная метка должна отсутствовать.

    Модель содержимого описывает то, что может содержать элемент. Определения содержимого могут включать:

  • Имена допустимых и запрещенных элементов.


  • dtd-объекты.


  • Текст документа, отмеченный SGML-конструкцией “#pcdata”. Текст может содержать цифровые и именные символьные объекты.


  •  


    Содержание раздела